ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ
Один еврей, законник, желая
оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только
евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто
мой ближний?"
Чтобы научить людей считать своим
ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы
народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были
сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную
помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.
"Один еврей шел из Иерусалима в
Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили
его и ушли, оставив его едва живым. Случайно тою дорогою шел
еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.
Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте;
подошел, посмотрел и прошел мимо.
Затем, по той же дороге ехал
самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними
вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин,
увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему,
перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его
на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на
другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий
- римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если
издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".
После этого Иисус Христос спросил
законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний
попавшемуся разбойникам?" Законник ответил: "оказавший ему милость,
(то есть самарянин)". Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты
поступай так же".
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от
Луки, гл. 10, 29-37.
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ
Притча о милосердном самарянине,
кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему, - имеет
еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и
таинственный смысл.
Человек, идущий из Иерусалима в
Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все
человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам
и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться
на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные
невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали
невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив
наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны -
это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это
закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые
сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного
самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для
исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам
новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где
есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и
учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых.
Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после
воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, -
это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и
Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути
зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на
второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он "воздаст каждому
по делам его" (Матф. 16, 27).
|
|