НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
После избрания апостолов Иисус
Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь
ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа,
собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею
мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней
своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него
исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа,
Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и
сел, чтобы учить народ.
Сначала Господь указал, какими
должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны
исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей
степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для
этого Он дал девять заповедей блаженств. Потом Господь дал учение о
Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и
о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною.
Так, среди ясного весеннего дня, при
тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы,
покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон
любви.
В Ветхом Завете Господь дал Закон в
бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако
закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался
трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка
Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.
Теперь же Господь окружен тесною
толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться,
хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу.
И никто не уходит от Него без утешения.
Ветхозаветный закон есть закон
строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной
любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон.
Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить"
(Матф. 5, 17).
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
Иисус Христос, Господь и Спаситель
наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые
люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут
исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь
неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье)
в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными,
т. е. самыми счастливыми.
1. Блажени нищии духом, яко
тех есть царствие небесное. |
1. Блаженны нищие духом
(смиренные): потому что их есть (т. е. дано им будет)
Царство Небесное. |
Нищии духом - это такие люди,
которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят
они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а
поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед
людьми. Это - люди смиренные.
2. Блажени плачущии, яко тии
утешатся. |
2. Блаженны плачущие (о
грехах своих), потому что они утешатся. |
Плачущие - люди, которые скорбят и
плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им
грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную
радость.
3. Блажени кротцыи, яко тии
наследят землю. |
3. Блаженны кроткие, потому
что они наследуют (получат во владение) землю. |
Кроткие - люди, которые терпеливо
переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и
смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь
ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую
(обновленную) землю в Царстве Небесном.
4. Блажени алчущии и
жаждущии правды, яко тии насытятся. |
4. Блаженны алчущие и
жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.
|
Алчущие и жаждущие правды - люди,
которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и
жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог
им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких
людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.
5. Блажени милостивии, яко
тии помиловани будут. |
5. Блаженны милостивые,
потому что они помилованы будут. |
Милостивые - люди, имеющие доброе
сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь
нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы
Богом, им будет явлена особая милость Божия.
6. Блажени чистии сердцем,
яко тии Бога узрят. |
6. Блаженны чистые сердцем,
потому что они Бога увидят. |
Чистые сердцем - люди, которые не
только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать
чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь
близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в
Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.
7. Блажени миротворцы, яко
тии сынове Божии нарекутся. |
7. Блаженны миротворцы,
потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими. |
Миротворцы - люди, которые не любят
никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и
других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который
пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием
Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и
будут особенно близки к Богу.
8. Блажени изгнани правды
ради, яко тех есть царствие небесное. |
8. Блаженны изгнанные за
правду, потому что их есть царство небесное. |
Изгнанные за правду - люди, которые
так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по
справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения,
лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат
Царство Небесное.
9. Блажени есте, егда
поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще,
Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на
небесех.9. |
Блаженны вы, когда будут
поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за
Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша
награда на небесах. |
Здесь Господь говорит: если вас
будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас),
применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо
обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не
печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает
великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая
степень вечного блаженства.
О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
Иисус Христос учил, что Бог
промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно
промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем
самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою
помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей
истинной пользы.
"Не заботьтесь (излишне) о том, что
вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель.
"Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в
житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их?
Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни
прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался
так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть,
а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас,
маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во
всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и
это все приложится вам".
О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО
Иисус Христос не велел осуждать
других людей. Он так сказал: "не судите, и не будете судимы; не
осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите,
таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к
поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И
какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь
на сучок в глазе брата твоего (т. е. всякого другого человека), а
бревна в своем глазе не чувствуешь? (Это значит: зачем ты любишь
подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом
себе не хочешь видеть и больших грехов и пороков?) Или, как скажешь
брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе
бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (постарайся
прежде всего исправить самого себя), и тогда увидишь, как вынуть
сучек из глаза брата твоего" (тогда сумеешь и в другом исправить
грех, не оскорбляя, не унижая его).
О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНЕГО
"Прощайте, и прощены будете", сказал
Иисус Христос. "Потому что если вы будете прощать людям согрешения
их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать
людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Иисус Христос велел любить не только
близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам
зло, т. е. врагов наших. Он сказал: "вы слышали, что сказано (вашими
учителями - книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь
врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за
обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.
Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных".
Если вы будете любить только тех,
кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает
его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить
обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого
и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?
Итак будьте милосерды, как и Отец
ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный?
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ОБРАЩЕНИЯ С БЛИЖНИМИ
Как мы должны обращаться с ближними
своими всегда, при всяком случае, на это Иисус Христос дал нам такое
правило: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы,
конечно, хотим, чтобы все люди любили нас" делали нам добро и
прощали нас), так поступайте и вы с ними". (Не делайте другим того,
чего себе не желаете).
О СИЛЕ МОЛИТВЫ
Если мы будем с усердием молиться
Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для
нашей истинной пользы. Иисус Христос так сказал об этом: "просите, и
дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; потому что
всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у
него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему
змею? Итак если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям
вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".
О МИЛОСТЫНЕ
Всякое доброе дело мы должны делать
не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды
людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал:
"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они
видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед
собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы
прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду
свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не
знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром,
которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне;
и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради
чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно" - если не сейчас, то
при последнем суде Своем.
О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРЫХ ДЕЛ
Чтобы люди знали, что для вступления
в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а
необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: "не всякий, говорящий
Мне: Господи! Господи! - войдет в Царство Небесное, но только тот,
кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного", то есть мало
быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые
дела, который Господь требует от нас.
Когда Иисус Христос окончил
проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как
власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с
горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию
Своему, совершал великие чудеса.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от
Матфея главы - 5, 6 и 7-я, от Луки, гл. 6, 12-41.
|
|